Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фот Артур Лаутеншлегер/САКурбан-байрам (праздник жертвоприношения) — один из главных мусульманских праздников. Он отмечается на десятый день Зуль-хиджа, 12-го месяца мусульманского лунного календаря, и знаменует собой завершение хаджа — паломничества мусульман со всего мира в Мекку.

От имени Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края верующих с праздником поздравил муфтий республики и края Аскарбий Карданов.

— Праздник Курбан-байрам несет в себе высокие духовные и нравственные ценности ислама. Он олицетворяет идеалы добра, милосердия и справедливости, укрепляет нашу веру, вселяет в сердца людей радость и надежду, объединяет нас в стремлении помочь друг другу. В этот светлый праздник хочу пожелать всем благополучия, крепкого здоровья, успеха и милости Всевышнего, — сказал Аскарбий Карданов.

Об особенностях проведения обрядов и истории праздника «СА» рассказали в Духовном управлении мусульман Адыгеи и Краснодарского края.

Истоки 

В основе праздника лежит сюжет из Корана. Пророк Ибрахим всегда демонстрировал безграничное доверие и любовь к Аллаху, готовность выполнить любое его повеление. Серьезным испытанием, проверкой стала история с его первенцем Исмаилом. Однажды Ибрахим увидел сон, в котором он закалывал Исмаила, принося его в жертву Аллаху. Пророк понял, что это желание Аллаха, так как посредством снов Аллах передавал своим пророкам откровение, и решил осуществить указание. Услышав об этом, Исмаил сказал: «Отец мой, делай то, что тебе приказано. Я буду терпеливым, если пожелает Аллах». Но в тот момент, когда Ибрахим поднял нож над собственным сыном, раздался голос Всевышнего: «О Ибрахим! Ты оправдал видение!» Вместо сына Ибрахим принес в жертву барана. Эта история лежит в основе традиционного обряда жертвоприношения, символизирующего преданность Всевышнему и запрет на пролитие человеческой крови. 

Какое животное подойдет для обряда?

По мнению большинства ученых, жертвоприношение является очень желательным действием, которым не следует пренебрегать при материальной возможности. Жертвенным животным может быть как крупный рогатый скот — корова или бык, так и мелкий — баран или овца, козел или коза. Следует выбрать то животное, вес которого больше, а мясо лучше. Возраст крупного рогатого скота должен достигать двух лет и больше. У мелкого — как правило, не меньше года, но если баран или овца имеют крупные размеры, то дозволяется приносить в жертву и животное в возрасте шести месяцев. Животное должно быть здоровым.

Однажды посланник Аллаха сказал: «Не дозволено приносить в качестве жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, увечье которого очевидно; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна, и истощенное животное, слабость которого очевидна».

От одного человека следует принести в жертву одну овцу или барана, козу или козла. Семь человек могут участвовать в жертвоприношении быка или коровы. Необходимо для жерт­воприношения присутствие намерения. Намерение делается в себе — оно не произносится, человек просто осознает, намеревается, что будет совершать данное действие. Животное, которое покупается уже заколотым и разделанным, не засчитывается в качестве жертвоприношения. Потому что намерение жертвоприношения отсутствовало во время закалывания. 

Когда совершать обряд?

Время жертвоприношения начинается после праздничного намаза. Заканчивается же оно с закатом солнца тринадцатого числа месяца Зуль-хиджа — то есть в течение трех дней после праздника. Жертвоприношение лучше совершить днем, но разрешается сделать это и в ночное время.

Человеку, совершающему обряд, и членам его семьи желательно поесть жертвенного мяса. Правильно оставить часть про запас, часть раздать бедным и нуждающимся в качестве милостыни, а третьей частью угостить родственников и соседей. Улемы единогласны в том, что мясо жертвенного животного нельзя продавать, так же обстоит дело и с его шкурой. Некоторые улемы говорят, что если человек желает продать, например, шкуру или конечности, голову жертвенного животного, то он может это сделать, но с условием, что отдаст эти деньги в качестве садакъа (милостыни). Мяснику же можно дать плату от себя (деньги, продукты), но не с жертвенного животного.

Праздник Курбан-байрам напоминает нам о том, что все мусульмане должны помогать и поддерживать друг друга, особенно в праздничные дни. Жерт­воприношение помогает приблизиться к Аллаху, искупить грехи, а также выразить благодарность Всевышнему.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить






Закон Республики Адыгея