Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"

Фото Артур Лаутеншлегер/САВ Майкопе Общественная палата Адыгеи и Объединение потребителей России провели контрольные рейды по магазинам, в которых продаются продукты питания, детские товары и бытовая химия. Какие нарушения выявили общественники и на что стоит обращать внимание потребителю — в материале «СА».

Проверяющие

Рейды общественного конт­роля проводятся в Адыгее с 2019 года. Их цель — повышать правовое просвещение потребителей и предпринимателей, препятствовать производству и реализации фальсифицированной и контрафактной продукции. Послабление ограничительных мер позволило общественникам вновь посетить торговые точки не в качестве покупателей, а в роли проверяющих.

До того как прийти в один из известных сетевых магазинов с проверкой, активист регионального Объединения потребителей России Алексей Старостин сделал там покупку. Он приобрел детскую шапку. На этикетке стоит знак EAC, свидетельствующий о том, что данный товар соответствует требованиям всех распространяющихся на него технических регламентов Таможенного и Евразийского экономического союзов, а это, в свою очередь, гарантирует качество и безопасность.

Опыт показывает, что написать на этикетке можно все что угодно, поэтому наша задача — попросить у руководства магазина сертификат на соответствие данного товара государственным стандартам. На этот счет у нас большие сомнения, возникшие в том числе потому, что ярлык к товару оформлен неверно, — рассказывает Алексей.

Маркировка безопасности

В магазине нас встречают приветливо, и, пока заведующий отправляется за сертификатом на детскую шапку, проверяющие осматривают полки. В первые же минуты они находят товар без той самой маркировки ЕАС. Это детские кружки с закручивающейся крышкой, их яркая расцветка привлекает внимание, но внешняя красота оказывается обманчивой.

— Отсутствие знака означает, что кружка не прошла сертификацию и потенциально может быть опасна. Грамотный потребитель не будет покупать такое изделие. Нередко встречаются товары, произведенные более пяти лет назад, на них нанесен устаревший значок сертификации, — комментирует председатель регионального отделения Объединения потребителей России, член Общественной палаты Адыгеи Геннадий Пропорциональный.

Кроме того, каждый товар, представленный на полках магазина, должен иметь ярлык с информацией о составе, дате производства и производителе. Причем бирка оформляется по определенным правилам.

Алексей Старостин берет с полки две детские игрушки и показывает наглядный пример. Ярлык к деревянной пирамидке полностью соответствует техническому регламенту 007 (о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков) и содержит всю необходимую информацию о товаре. Чего не скажешь об этикетке к игрушке для ванны.

— Здесь указана страна производства, но конкретного адреса нет. Само оформление некорректное. Оценить качество той или иной игрушки можно только с помощью экспертизы, которая стоит немалых денег. Не каждый готов этим заниматься, — говорит Алексей. — Как родитель, чтобы обезопасить своего ребенка, я, как минимум, выбрал бы игрушку с правильной маркировкой и потребовал бы у продавца сертификаты соответствия.

В магазинах никаких экспертиз не делают, доверяя тем сертификатам, которые выдает им производитель. Но не каждый производитель добросовестно подходит к этому вопросу. Нередки случаи, когда сертификат сделан на качественный товар, а в магазин поставляют некачественный.

— Сегодня ситуация на рынке очень сложная, встречается огромное количество фальсификата, особенно среди детских товаров. Из года в год мы говорим об одном и том же, но особо ничего не меняется, потому что ни дети, ни их здоровье не интересуют производителей и тем более поставщиков, главная цель коммерсантов — получение прибыли, — считает Алексей Старостин.

Общественные контролеры обращают внимание на расстановку товаров на полках. Рядом с детскими шапочками стоят клей и жидкие гвозди.

— А если кто-то случайно прольет клей на детское изделие? Думаю, не сложно поставить между этими товарами хотя бы картонную перегородку, — комментирует Алексей.

Заведующий магазином возвращается с сертификатами на соответствие, общественники забирают их с собой на проверку, которая займет какое-то время.

Просрочка

Тем временем заместитель председателя Общественной палаты Адыгеи Анна Крюкова, осматривающая продукты питания, обнаружила партию колбасы, срок годности которой вышел днем ранее.

— Не все смотрят на даты и могут купить такой продукт по невнимательности, — говорит Анна Крюкова.

— Не успели убрать с прилавка, — объясняет заведующий магазином. — Поток покупателей большой, а сотрудников не хватает. Такой товар не продадут на кассе, предложат заменить на другой.

Однако проконтролировать этот момент невозможно, и на­деять­ся приходится только на добросовестность кассира.

На склад открыта дверь, но заходить туда общественникам нельзя, однако и со стороны видно, что условия хранения товара оставляют желать лучшего. На полу стоят йогурты, распакованные коробки, корзины с продуктами, которые покупатели оставили на кассе, разбросаны пустые упаковки, грязь…

— Такие нарушения встречаются часто, обычно администраторы объясняют это нехваткой площадей, но при правильной организации производства этот вопрос легко решить, — отмечают активисты.

Итого за двадцать минут нахождения в магазине общественники обнаружили сразу несколько нарушений — несоблюдение технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», а также нарушение третьей, четвертой и седьмой статей закона «О защите прав потребителей».

Прошлогодние закуски

Соседний магазин — продуктовый, а кроме того, здесь есть отдел кулинарии, где можно купить холодные закуски, горячие блюда, выпечку.

Первое, что бросается в глаза, — готовые блюда ничем не накрыты. И если салаты и мясо хотя бы стоят в закрытой витрине, то пирожки и булочки лишь отгорожены стеклянной перегородкой от покупателей, сверху же они открыты.

— Знаете ли вы, что приготовленную продукцию после того, как она остывает, необходимо упаковывать в пищевую пленку, чтобы на нее не садилась пыль? — спрашивает Алексей Старостин.

— Все исправим, — находится продавец.

На ценниках ко всем блюдам стоит дата изготовления — 02.11.2020 года, а выше указан максимальный срок хранения — 48 часов.

— Ценники не меняют с ноября прошлого года. Это нечестно по отношению к покупателю, который имеет право знать, когда же все-таки было изготовлено блюдо. Очевидно, что не в прошлом году, — говорит Алексей.

Проверяющие обращают внимание администратора магазина на полку, где рядом со сливочным маслом лежит маргарин.

— С 1 июля 2019 года натуральные молочные продукты в розничных торговых сетях должны реализовываться отдельно от содержащих заменители молочного жира. Так покупатель сможет легко визуально определить, что ему предлагают, — поясняет администратору Геннадий Пропорциональный.

Общественники отмечают и положительные моменты. В холодильнике мороженое с заменителем молочного жира лежит в отдельном лотке с предупреждающей надписью.

— В магазине заботятся о своих покупателях и информируют о том, что этот товар — с заменителем молочного жира. Не часто встретишь такое, обычно продавцы не акцентируют на этом внимание, чтобы товар лучше продавался, — отмечает Алексей Старостин.

Рядом в морозильной камере с полуфабрикатами общественники нашли просроченные хинкали. На вопрос о том, как часто проверяют товар на полках, администратор ответила: «Ежедневно». Но срок годности хинкали вышел месяц назад.

По словам Геннадия Пропорционального, только от жителей Майкопа ежемесячно поступает 15-20 жалоб, связанных с несоблюдением сроков хранения продукции.

А что в итоге?

И в первом, и во втором магазинах просроченные товары убирались с прилавка. А в качестве подтверждения того, что такие продукты не вернутся обратно на полки, общественники попросили у руководства торговых точек акты списания.

По итогам рейда проверяющие оставили записи в книгах жалоб и предложений магазинов, где указали обнаруженные нарушения, заполнили бланк общественного контроля. Продавцы должны устранить их в течение 10 дней и сообщить об этом в письменной форме в региональное отделение Объединения потребителей России.

— Мы в свою очередь направим письма в Управление Роспотребнадзора по Адыгее, контрольно-надзорный орган привлечет магазины к административной ответственности, — пояснил Геннадий Пропорциональный.

И добавил, что такие рейды будут проводиться регулярно не только в столице Адыгеи, но и в районах республики. Кроме того, благодаря сотрудничеству с Майкопским государственным технологическим университетом теперь проверки не будут ограничиваться только визуальным осмотром, контролем качества и сроков годности товара. В лабораторной базе университета появилась возможность проверить и то, насколько он соответствует по своим свойствам заявленным требованиям продавца.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить






Закон Республики Адыгея